ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОМАШНЕЙ КОШКИ. 

Встречаясь почти на всех континентах, дикие кошки всегда привлекали внимание человека своим поведением. Семейство кошачьих насчитывает около 35 видов, причем в него входят высокоспециализированные хищники, достигшие как бы вершины эволюционного развития отряда.
Около десятка миллионов лет назад в них уже было сходство с современными млекопитающими. Одна такая эволюционная ветвь начинается с небольшой группы животных, постепенно сменивших пищу и из насекомоядных превратившихся в плотоядных.
Это миациды — предки всех современных хищников, которые появились около 50 млн лет назад. Миациды сохранили сходство со своими насекомоядными сородичами: небольшие, коротконогие, с длинным туловищем и узкими вытянутыми мордами. Однако череп у них был крупнее, предполагается, что и мозг отличался большей сложностью. У них были хорошо развиты слух и зрение, а также подвижность в сочетании с быстрой реакцией и силой.
В свою очередь миациды стали предками десяти существующих в настоящее время семейств плотоядных.
10 млн лет назад от миацидов произошли первые кошкоподобные хищники — диниктисы, удачно приспособившиеся к среде обитания. Размером они были с рысь и очень напоминали современных кошек, отличаясь от них более длинными клыками и меньшим по объему мозгом.
Диниктисы, по данным зоологов, разделились на две эволюционные ветви. У представителей одной из них удлинились клыки. Так появились саблезубые кошки, относящиеся к вымершему сейчас роду махайродов. У представителей другой ветви клыки, наоборот, уменьшились, и эти животные дали начало роду кошачьих, в том числе современных кошек.
Три семейства — ушастые тюлени, настоящие тюлени и моржи — вернулись в море и живут в нем. Семейства, оставшиеся на суше, — енотовые, медвежьи, собачьи, куньи, ниверровые, гиеновые и кошачьи — стали намного быстрее и зорче своих предков, развили более тонкий слух и обоняние.
Три ветви современного семейства кошачьих (мелкие кошки, крупные кошки, гепарды) имеют предков — неофелид. Одновременно с неофелидами появились также палеофелиды, представленные двумя группами — нимравинами и древними саблезубыми кошками, которые просуществовали около 30 млн лет. Неофелиды продолжали развиваться, и около 20 млн лет назад появился псевделюрус — очень сильный и быстрый для своего роста. Так же как и современные кошки, он мог охотиться на более мелких животных.
Потомки псевделюрусов разделились на две группы: в первую входили предки быстрых и гибких современных кошек, во вторую — более тяжелые и медлительные мощные животные, приспособленные к охоте на крупных травоядных тех времен. К этой ветви семейства кошачьих принадлежит самый прославленный из всех известных ископаемых хищников — смилодон, знаменитый саблезубый тигр ледникового периода. У самых крупных саблезубых кошек длина клыков превышала 20 см. Когда пасть закрывалась, эти два "сидящих" в верхней челюсти кривых кинжала ложились по бокам нижней челюсти. Разные саблезубые кошки прожили с такими клыками почти 40 млн лет и вымерли вслед за гигантскими травоядными (мамонтами, мастодонтами и др.).
От неофелид произошла и группа примитивных крупных кошек, представителем которых был динюбелис. Размером они были со льва и исчезли примерно 1 млн лет назад. Выжила же менее специализированная ветвь семейства кошачьих, постепенно их потомки начали развиваться по трем основным направлениям: мелкие кошки — разнообразные по размеру и окрасу хищники (от домашней кошки до пумы); крупные кошки, включающие львов, тигров, леопардов и ягуаров. Особую ветвь родословного дерева семейства кошачьих заняли гепарды.
Существуют разные версии появления кошки, например, в Ноевом ковчеге. Одна из них гласит, что ни кошки, ни свиньи там не было, так как до Всемирного потопа Бог их еще не создал. Однако в ковчеге постепенно накапливались нечистоты зверей, и это стало угрожать его обитателям; размножались мыши и крысы, которые обгрызали стены ковчега. Тогда Ной погладил по спине слона, и из его хобота выпрыгнула свинья, которая уничтожила нечистоты зверей. Ной погладил по лбу льва, и из его носа появилась кошка. Вот она-то и навела должный порядок среди мышей и крыс.
Одомашнивание кошки и ее взаимоотношения с человеком
Считается, что первыми одомашнили кошек египтяне. По данным других исследователей, домашняя кошка появилась в результате скрещивания евро-африканской дикой кошки и камышового кота. Это животное условно называют "бабустис" — по месту знаменитого захоронения кошек в Древнем Египте.
В Бабустисе (Нижний Египет), в центре культа богини Бастет, кошки жили в храме и уход за ними был особо почетным делом, передающимся от отца к сыну. За кошками заботливо присматривали сами жрецы. Этому божеству поклонялись в храме Солнца в Гелиополе.
В истории описаны случаи коварного использования такого поклонения египтян кошкам. Так, в 525 г. до н. э. персидский царь Камбиз, завоевывая Египет, приказал отловить как можно больше кошек и раздать их воинам, которые привязали их к своим щитам. Египтяне не стали сражаться с противниками, на щитах которых шипели и вопили кошки, а сдались в плен.
В Египте казнили людей, умышленно убивших хотя бы одного "священного сторожа хлебных амбаров". Непреднамеренное убийство кошки наказывалось большим штрафом.
Богиню Бает, почитавшуюся как символ счастья, любви и деторождения, изображали с кошачьей головой. В образе рыжего кота нередко египтяне запечатлевали и великого бога солнца Ра.
Мореплаватели-финикийцы брали кошек с собой в путешествия. Домашние кошки начали быстро распространяться по всему миру. Наверняка мало кто знает, что символом восстания Спартака был свободолюбивый кот.
Греки, ранее безуспешно боровшиеся с грызунами с помощью змей и хорьков, охотно стали использовать в этих целях кошек, контрабандно привозимых из Египта. Так кошки попали на Апеннины, а затем — в Грузию и на европейский рынок.
В Британии, куда кошек завезли, по-видимому, римляне, останки домашней кошки найдены в развалинах дома IV в. до н. э., а первые письменные упоминания о них относятся к 936 г., когда правитель Южного Уэльса принял закон о защите этих животных. Кошек разрешалось содержать в монастырях.
В Новом Свете первые изображения кошек были найдены в Перу, относятся они к 400-1000 гг. н. э., позднее они становятся постоянным мотивом в ювелирных изделиях, однако происхождение домашней кошки в этой части планеты все еще остается загадкой.
К началу эпохи Средневековья кошек стало на планете так много, что они почти полностью утратили свое привилегированное положение. Церковь считала кошек олицетворением зла. Их сжигали на кострах, топили, зверски истязали и истребляли. Появился даже обычай замуровывать кошку в фундаменте строящегося здания. А в момент коронации Елизаветы I в 1558 г. в Англии прилюдно было сожжено несколько мешков с кошками.
В XVII в. интерес к колдовству и "охоте на ведьм" снова возрастает, особенно в Англии. Король Яков I написал книгу о ведьмах и учредил должность "искателя ведьм". Преследование кошек перекинулось через Атлантику в американские колонии, где в штате Массачусетс в 1692 г. состоялись нашумевшие сэлемские процессы над ведьмами и их "нечистыми сношениями с кошками". Людям, любившим кошек, приходилось нелегко. Если они держали кошек, их обвиняли в связях с дьяволом, но стоило от них отказаться, грызуны мгновенно поедали запасы продовольствия, возбуждая эпидемии, болезни скота и людей.
С началом эпохи Возрождения новомодный гуманизм распространился и на кошек, создающих уют в домах. Они вновь стали любимы людьми. Психологи начали изучать их поведение. Создавались книги и картины, посвященные кошкам. Достаточно назвать лишь несколько имен. Кошки занимают большое место в изобразительных творениях Гойя и Жана Батиста Грёза. В художественных работах использовали модную аллегорию, наделяли кошек человеческими чертами.
К XVIII в. официальное преследование кошек прекратилось. Видный фелинолог Гаррисон Уэйр в 1889 г. писал, что кошка перенесла долгие годы и века презрения, дурного обращения и жестокости при полном отсутствии доброты и нежности; пришло время изменить порядок вещей. Именно Гаррисон Уэйр подал идею проведения кошачьих выставок, чтобы "новые породы, масти, отметины получали больше внимания". Он организовал и судил первую выставку кошек 16 июля 1871 г. в Хрустальном дворце Лондона, установил классы и "степени превосходства" для разных классов. Этим он надеялся улучшить внешний вид (экстерьер), а главное — судьбу кошек.
Кошка на Руси появилась в VII-VI вв. до н. э. Ее предположительно завезли торговцы и воины в Древнее государство Урарту и город Ольвию, которые имели обширные связи со Средиземноморьем. Скифы также знали домашних кошек. Гораздо позднее эти животные появились на побережье Балтийского моря (V-VIII вв.), и лишь в X-XIII вв. они оказались на территории Древней Руси, где быстро попали под защиту церковных законов. Кошка стоила дорого. В известном судебнике XIV в. "Правосудие митрополичье" сказано: "За украденное животное установлен штраф: за голубя — 9 кун; за утку, гуся и журавля — по 30 кун; за корову — 40 кун; за лебедя — 70 кун; за вола, собаку и кошку — по 3 гривны".
В настоящее время Международной федерацией любителей кошек зарегистрировано в мире 36 пород и около 40 млн домашних кошек. Эти сведения дополняются и уточняются. Строгой статистики просто не существует. Однако считается, что в странах, где много кошек, на 4-5 семей (примерно на 17 человек) приходится хотя бы одна кошка.
По некоторым литературным источникам (Рогожкина Л.Г., 1994), всего насчитывается уже более 100 пород, которые, вероятно, включают и те, что выведены методом породной селекции и официально еще не зарегистрированы, а также их помеси.
На территории России обитает 12 видов диких кошек: тигр, леопард, снежный барс, рысь, гепард, каракал, манул, бархатный кот, дальневосточный лесной кот, камышовый кот, степная (пятнистая) кошка и европейский лесной кот. Все виды диких кошек (за исключением северной рыси, камышового кота и кавказской лесной кошки) занесены в Красную книгу, охота на них полностью запрещена.
Приручение домашних кошек происходило разными путями. И хотя в настоящее время в домашних условиях живут миллионы породистых и беспородных животных, есть много и бродячих кошек. Часто к этому приводит безразличное и невнимательное отношение к ним, длительное отсутствие владельцев. Они вынуждены искать приют от непогоды в самых разных укрытиях: на чердаках, в подвалах и т. д., самостоятельно находить себе пищу. Их число неуклонно возрастает. Часть бездомных животных, особенно в сельской местности, направляются в леса, дичают и становятся озлобленными. Их приходится отлавливать, так как они могут стать источником опасных болезней.
Помимо домашних, бродячих и одичалых есть и настоящие дикие кошки. Они распространены на всех материках и крупных островах, кроме Австралии, Новой Гвинеи, Сулавеси, Антарктики, Гренландии и Мадагаскара. Больше всего их в тропиках. В таежной части Приморья обитает бенгальский кот. У диких кошек образ жизни преимущественно сумеречный и ночной. Основной пищей им служат млекопитающие, пресмыкающиеся, насекомые, птицы и рыбы. Хотя дикие кошки не представляют особой опасности для человека, они могут быть переносчиками болезней, опасных и для человека.
Домашняя кошка отличается от дикой формой морды, размерами скелета и пищеварительной системы, а также циклами овуляции.

Слуги богини Бастет
В 30 километрах к югу от Каира, рядом с поселением Саккара находится один из некрополей Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э.) — Мемфиса. Среди погребальных комплексов особенно выделяется пирамида Джосера (2789-2760 гг. до н.э.), основателя III династии. Именно при этом фараоне египтяне начали возводить грандиозные гробницы-пирамиды — символы неограниченной власти обожествленного правителя.
Однако Саккаре принесли известность не только руины Древнего царства. На территории некрополя, занимающего 9 кв. км, можно найти памятники почти всех эпох древнеегипетской цивилизации. Царей и знатных египтян здесь погребали на протяжении более трех тысячелетий.
В некрополе хоронили не только людей, но и животных — в северной части обнаружены большие захоронения соколов, ибисов, бабуинов... Каждому животному был посвящен отдельный храм, где их специально разводили, чтобы потом принести в жертву и мумифицировать.
Уже в конце XX века на востоке Саккары археологи нашли огромный кошачий некрополь у подножия холма, на котором в эпоху Нового царства стоял храм богини Бастет, женщины с головой кошки. Весь ансамбль получил название Бубастион — в переводе с греческого "Святилище Бастет".

Такие бронзовые статуи кошек паломники покупали в храме и жертвовали богине Бастет, надеясь обрести ее благоволение и покровительство. Заботливая кошка с выводком котят стала символом плодородия.
Изучая вырубленные в скалах гробницы вельмож Нового царства, ученые обнаружили множество скелетов и мумий кошек. Начиная с XI века и вплоть до греко-римкого периода (332 год до н. э. — 395 год), в катакомбах Бубастиона были погребены десятки тысяч животных.
Древние егопитяне любили и почитали кошек — об этом говорят многочисленные папирусы и росписи на стенах гробниц. Как и другие священные животные — напрмер, соколы, ибисы, крокодилы, — кошки выступали посредниками между богом и людьми. Египтяне видели в кошке воплощение богини Бастет (греки называли ее Бубастис).
Изображали богиню в виде женщины с головой кошки, вокруг которой резвятся котята. В руках Бастет держит музыкальный инструмент систр. Иногда ее отождествляли с другими богинями-львицами — богиней влаги Тефнут, богиней войны и палящего солнца Сехмет и богиней неба Хатор...
Сложно сказать, когда именно египтяне приручили кошек. Историки сходятся на том, что в середине III тысячелетия кошки уже обитали в домах жителей долины Нила. Они охотились на грызунов, оберегая амбары великой аграрной цивилизации, и постепенно превратились в домашних питомцев. Крестьяне так сильно любили своих хвостатых помощников, что после смерти обожаемой кошки безутешные домочадцы сбривали себе брови в знак траура.

На стенах одной из фиванских гробниц изображена сцена охоты на Ниле. Притаившийся в зарослях камыша кот неожиданно бросается на диких уток. Испуганные птицы поднимаются в воздух, и их без труда ловит молодой охотник.
Бастет символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи, женщин и детей. Изображения кошки, статуэтки и "кошачьи" амулеты должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.
Святилище Бастет осаждали толпы паломников. В храме крестьяне и ремесленники покупали мумии кошек и преподносили их жрецам, которые погребали священных животных Бастет с специальных камерах. По всей видимости, в загробном мире кошки должны были передать богине просьбы паломников — об удачном браке, о рождении ребенка, выздоровлении родственника...
От желающих послать весточку богине Басте

ГЛАВНАЯ
КОНТАКТЫ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ
КОШАЧЬИ ПОВАДКИ, ЗВУКИ. ПСИХОЛОГИЯ, ПОВЕДЕНИЕ
ЦЫТАТЫ.


Hosted by uCoz